Приложение 1 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Что такое хореография?» Хореография - танцевальное искусство (первоначально под хореографией понимали запись танца, затем - искусство сочинения танца, с конца XIX - XX вв. - танцевальное искусство в целом). Умение правильно и красиво танцевать всегда считалось одним из главных элементов воспитания культурного человека. Испокон века люди любили танцевать. В старину на Руси без пляски и танца не обходилось ни одно застолье и ни одна деревенская посиделка. Л. Н. Толстой, в молодости любивший балы, назвал танец "заразительным" искусством. Танец очень тесно связан со здоровьем и красотой человека. Мышечная нагрузка во время танца - прекрасный вид физической зарядки. Танец способствует развитию гибкости и сохранению ее до преклонных лет. Так, американка Барбара Моуэли из штата Майами в возрасте свыше 80 лет регулярно участвует в танцевальных конкурсах, поражая зрителей различными акробатическими прыжками. Танцы вырабатывают культуру движений, шлифуют фигуру, осанку, походку. Это одна из форм не только высокой физической культуры, но и психической. Ведь танцы доставляют человеку радость, удовольствие, расслабляя после психических и нервно-эмоциональных нагрузок. Более того, танец приучает держать себя просто и естественно; помогает общению и взаимопониманию. Танцуя, можно поведать о себе, своем характере, темпераменте, вкусах и, конечно, воспитании. В самом деле, сколько раз каждому из нас приходилось наблюдать, как буквально в считанные минуты "оживали" скучные компании и преображались люди в ритме танца. С каждым новым танцем как бы падает стена отчуждения между людьми. У партнеров возникает взаимная симпатия, радостное ощущение молодости, уверенности в своих силах. Танец окончен. Но отношения между людьми уже иные, чем прежде, они как бы продолжают линию поведения, сложившуюся в танце. Так что от характера танца зависит и стиль взаимоотношений людей. Традиционные танцы исполняют парами и, как говорится - "ногами", поэтому в основе их - танцевальный шаг. Современные же диско-танцы исполняются в одиночку, в них все основано на импровизации и темпераменте, в движении участвуют не только ноги, но и все тело. Изменилась и роль женщины в современном танце. Она стала более "самостоятельной". Конечно, и молодежь танцует танго, вальс и другие традиционные танцы, но в большинстве своем отдает предпочтение новым ритмам. Изменение стиля танца, однако, не означает изменения в поведении, и многие приемы, относящиеся к традиционному танцу, действительны и для современного. Занятия хореографией способны сделать человека не только физически сильнее, но и увереннее, краше. Приложение 2 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Украинский танец» Украинские народны танцы, издревле считались одними из самых красивых и заводных танцев народов мира. Им присущ неповторимый дух и зажигательный, быстрый ритм. Основные танца: гопак, Казачок и Коломыйка. В этой статьи мы опишем основные направления украинских народных танцев. Танец Гопак Гопак (в переводе с украинского «гоп» — восклицание, которое произносится во время танца; от него произошли глаголы «гопкати» — прыгать, «гопати» — топать) — это народный украинский танец. Его танцуют в украинских национальных костюмах. Гопак пляшется очень энергично. Его основные движения: пробежки, пляска вприсядку, высокие и широкие прыжки со взмахами ног. Иногда в этом танце могут использоваться казачьи боевые сабли. Также известен танец гопак, как боевой, когда для движений используется холодное оружия и разные боевые приёмы. Казачок Это украинский народный танец. Существует несколько его разновидностей: кубанский казачок, украинский казачок, терский казачок и др. Наиболее распространен украинский казачок. Это веселый и очень живой танец, в котором присутствует много импровизации. Он исполняется в парах. Считается, что первую музыкальную обработку казачка сделал С. Дусяцкий, польский лютнист и композитор, в первой четверти 17 века. В русских рукописях эту мелодию можно найти начиная со второй половины 18 века. В то же время казачок появляется в балетах Франции и становится особенно популярен в 20-х годах 19века после того, как русские войска побывали в Париже. В России 19 века этот танец исполнялся как бальный. А в 1864 году А.С. Даргомыжский написал свой «Малороссийский казачок» для симфонического оркестра. Коломыйка Коломыйка, или, как ошибочно его называют, “коломийка” (от укр. коломийка) - это украинский народный танец жителей Карпат. Он принадлежит к традиционному жанру украинской народной музыки. Время возникновения этого танца точно установить не удалось, однако его название указывает нам на место его возникновения: это город Коломыя (Ивано-Франковская область, Украина). Коломыйка, первое время являясь городским танцем, стал очень популярным в середине 19 века в соседних с Коломыей городах. Коломыйками также называют небольшие традиционные карпатские песни, которые являются сопровождением для танца, либо исполняются отдельно. Украинский народ на протяжении веков создавал самобытную культуру, которая отражает его многогранной жизни. Одним из ее самых ценных сокровищ является танцевальное искусство. Лучшие художественные образцы народных танцев сохранились и дошли до наших дней. Они стали неотъемлемой частью художественной жизни Советской Украины. Среди танцев, которые бытуют сейчас, можно отметить хороводы, метели, гопаки, казачки, частушки, гуцулки, кадрили, польки и ряд сюжетных танцев - «Кузнец», «Гречка», «Лен», «Лесорубы», «Опришки», » Аркан «и многие другие. Изучение собранного хореографического и музыкального материала дает возможность определить три основных жанра украинских народных танцев: хороводы, сюжетные и бытовые. Украинский танец занимает значительное место среди культурных достояний нашего народа. Широкая известность украинского танца в нашей стране и за рубежом объясняется неисчерпаемым богатством тем и сюжетов, искренностью, жизнерадостным задором, юмором. В танцевальных образах раскрывается национальный характер народа, отражаются явления, взятые непосредственно из его быта и труда, родная природа и т.д. Наличие ярких бытовых черт и особенностей, соединенных с виртуозной техникой, придает украинским танцам своеобразный колорит. Танец - искусство, существующее во времени и пространстве. Оно живет в момент исполнения. Без выполнения, его можно представить только на основании рассказов. На протяжении многовековой истории народа танец обогащался и видоизменялся. В нем находили свое отражение героизм борьбы, радость труда, игры, связанные с разными временами года, лирические мотивы. Танцы, которые существуют в Украине, можно разделить на три основные жанра: • Танцы хороводного плана (веснянки, купальские хороводы и другие); • Сюжетные танцы - воспроизведение явлений природы, народного быта, тема труда, народная героика и т.д.; • Бытовые танцы (гопак, казачок, кадрили, гуцулки, частушки и другие). Приложение 3 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Норвежский танец» Если говорить о норвежском народном танце, вернёмся немного назад, в историю, к истокам национального танца. К сожалению, Норвегия не очень богата старейшими свидетельствами о танце. Одно и, пожалуй, единственное свидетельство, относящееся ко времени между 500-1000 гг. до н. э., это наскальные изображения. На них, как утверждают археологи, изображены танцующие фигуры, которые напоминают своими позами об определённых формах норвежского танца - танце в присядку. Но это утверждение, к сожалению, почти не имеет доказательств о том, что это именно танец изображён на рисунках, т. к. разрыв во времени и культуре слишком большой. Следующее упоминание о танцах в Норвегии найдены в некоторых официальных документах и относятся к средним векам, начиная с 1232 г. Существовали в то время танцы, носящие название - именные, т. е. танцы, названные в честь знаменитых людей того времени, либо в честь мастера этого танца. Время до 1600 г. лежит в так называемой "темноте". Этот период был страшным, очень трудным для норвежцев, поэтому они назвали его - тёмным. Обрушившаяся на страну чума, унесла с собой больше половины и так не многочисленного населения, после чего страна попала под зависимость Дании. Норвегия, как отдельное государство, в то время не существовала. Независимость была получена лишь в 1905 г. До этого времени норвежская культура, как бы переплетается с культурой Швеции и Дании. Специалисты, исследовавшие позднее народную культуру Норвегии, придавали своему исследованию научное значение. Они пришли к мнению, что народная культура не играла большой роли в старом крестьянском обществе. В Европе, танцы имели отношение к магии, волшебству, были порой тесно связаны со служением Богу. В Норвегии это явление не прослеживается. Связи с религиозными действиями и магией в тот период не существовало. Танец предназначался для отдыха, для удовольствия, для души и был " ядром" на любом празднике у крестьян. Танец ценился за создаваемую им "ауру" общения, которая позволяла молодёжи находить общий язык между собой. Самому же танцу, т. е. танцевальным движениям придавалось очень мало значения. Народ собирался, чтобы в общении расслабиться, как физически, так и духовно. Детям, до определённого возраста, не разрешалось участвовать в танцах. Сначала они должны были причаститься в церкви. Это правило строго соблюдалось. Дети же прятались и, не взирая на правило, учились танцу самостоятельно, за что бывали наказаны. После причащения многие из детей уже имели тайный опыт обучения танцам, а для тех, кто его не имел, не требовалось много времени, чтобы научиться, т. к. норвежцы считали, что все они рождены с национальным, танцевальным духом. Обучение танцам по стране проходило не организованно. То тут, то там появлялись "мастера", которые пробовали обучить молодёжь искусству норвежского танца. Как уже говорилось, самое большое развлечение в жизни крестьян был танец. Типичный репертуар норвежских танцев не был богат по своим формам. С начала ХХ столетия можно насчитать не больше 6-8 различных танцев и танцевальных форм, не совсем относящиеся к танцам, например такие, как песенные игры и танцевальные песни. Танцы делились на быстрые, которые исполнялись только обученными танцорами и медленные - для всех желающих. Норвежский танцевальный репертуар XIX в. можно разделить на 3 основные группы: • 1. Старинные танцы • 2. Деревенские танцы • 3. Парный танец Под названием, старинные танцы, подразумеваются интернациональные танцы, пришедшие в Норвегию с учителями из разных стран, например, полька, мазурка, галоп, вальс. Вторая группа танцев - деревенские танцы. Многие формы этой группы исполнялись только в деревнях. Интеллигенция в них участия не принимала. Из группы деревенских танцев можно выделить 3 древнейшие, наиболее распространённые формы в Норвегии. Одна из этих форм называется цепочный танец. Эпические народные песни и баллады являлись источником и свидетельством его развития, т. к. в них вскользь упоминалось о средневековом цепочном танце. До сих пор остаётся неизвестным то, была ли эта форма рождена в Норвегии или же, была завезена из других стран. Важнейшая черта танца в том, что все танцующие держались за руки и, образуя цепь, продвигались подпрыгивающим шагом или просто шагом, который мог сопровождаться определёнными движениями рук, ног, головы в такт музыки. Цепь могла выстраиваться в "ворота", завиваться "змейкой" и "спиралью". Танец исполнялся под музыку или под балладу. Тесная взаимосвязь между танцем и балладой наблюдалась в основном на северных островах Норвегии. Эта связь стала традицией и сохранилась там по сей день. Другая форма деревенского танца - "длинный" танец. Танец без определённых движений, напоминающий игру. Эта форма была известна во всех скандинавских странах и пользовалась популярностью на свадьбах до начала ХХ в. Танец носил обрядный характер и представлял собой своеобразную прогулку по домам в деревне, где проходила свадьба. Цепь росла после посещения очередного дома и становилась необыкновенно длинной (отсюда название танца). Следующая форма деревенского танца - круговой танец, хоровод. Это тоже групповой танец с разнообразными рисунками. Построение танца зависело от музыки. Хороводы носили радостный, праздничный характер. В одном из сохранившихся документов рассказывалось, что летним днём собирались крестьяне и стар, и млад, на природе среди гор. Отыскивали ровные площадки и разводили костры. Затем, взявшись за руки, начинали танцевать круговой танец, хоровод. Танец исполнялся под пиликанье музыкантов на 2-х, 4-х струнных инструментах, а так же под пение самих же музыкантов. За каждой новой фигурой круга исполнялась новая мелодия или песня. Те, кто не танцевал, рассаживались вокруг и пили вино из бочек. Танцевали и пили всю ночь, до тех пор, пока музыканты не расходились по домам. Тогда праздник считался оконченным, и все шли спать, только некоторые из жён ещё долго бродили вокруг погасших костров, отыскивая своих пьяных мужей. И, наконец, третья группа танцев - норвежские парные танцы. Эта группа получила своё распространение в XVI в. Парный танец имеет множество форм, которые подробно описаны в книге известной норвежской собирательницы народных танцев Клары Семб. В парном танце того времени существовало правило - самая представительная, популярная пара или же пара, купившая себе право на танец у музыкантов, могла танцевать первыми или же совсем одни. Остальные пары становились в круг и подтанцовывали ведущей паре. Танец исполнялся как в быстром, так и в медленном темпе и носил характер променада. В нашем столетии в Норвегию пришли танцы, носящие название модерн и имеющие латиноамериканское происхождение, например такие, как танго, фокстрот и другие. Норвежские исследователи считают, что эти танцы имеют полное право занять своё место в танцевальном репертуаре Норвегии т. к. их значение сегодня приравнивается к положению народных танцев в прошлом. Из всего сказанного ранее можно отметить, что норвежская культура не богата танцевальными традициями, но то, что они имеют на сегодня, бережно хранят в Национальном музее Норвегии. Приложение 4 Содержательный материал для проведения занятия по теме « Полька» По?лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем. Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ? Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других. В начале XX века предполагалось, что название танца произошло от чешского слова pulka, означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. В настоящее время эта теория считается ошибочной.Польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска. В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах. Приложение 5 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Индийский танец» История Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива - один из трех великих богов индуизма. Шива-Натараджа. Владыка танца. В одной его руке - барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке - огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога - символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света. Долгое время искусство танца было достоянием храмов, об этом свидетельствуют скульптурные изображения апсар (в индуиской мифологии полубожественные женские существа "рождённые из воды" (аналог русских русалок) способные наслать на человека любовное безумие, в индийском эпосе живущие в раю и ублажающие героически павших на поле брани воинов) и формой жертвоприношения, но с приходом в Индию мусульман, в культуре которых танец был одной из форм соперничества в гареме, религиозность индийского танца уступила первенство эстетике и технической виртуозности. С началом английской колонизации, танцевальное искусство, воспевавшее индийских богов, было практически забыто. В итоге после вторжения в Индию моголов, а затем британцев, храмы обнищали, были разграблены, а девадаси стали наложницами князьей. К 19 веку искусство было утеряно.В начале 20 века Рукмини-деви вместе с группой этнографов восстанавливала танец по скульптурным формам храмов. За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. В современной Индии танец представляет собой часть того культурного наследия. В сравнительно недавнее время такие артисты-новаторы, как Удай Шанкар (1900-1977), начали использовать традиционную технику в современных танцах. Весомый вклад в возрождение индийского танцевального искусства внес Рукмини Деви Арундале, основавший с этой целью училище в Калакшетре.В Международную известность получили Санджукта Паниграхи, превосходный исполнитель танцев в стиле "одисси"; Ведантам Сатьянараяна, выдающийся представитель школы "кучипуди"; Бирджу Махарадж, заслуженно пришедший на место Шамбхо Махараджа, великого танцовщика в стиле "катхак",Каламандалам Кришна Наир и Каламандалам Раманкутти Наир. Направление в индийском танце "бхаратнатьям" нашло замечательного исполнителя в лице Баласарасвати. О пользе танца. Известный индийский врач и специалист по арт-терапии Сатьянараяна утверждает, что танец оказывает не только психотерапевтический эффект, но и помогает людям, больным диабетом, гипертонией и различными формами артрита. Сатьянараяна полагает, что ритмические движения под музыку не только успокаивают нервы, но создают такую физическую нагрузку, которая помогает организму бороться с очень серьезными заболеваниями. Например, для людей, которые больны диабетом, занятия танцами просто необходимы. Как показали наблюдения за группой индийских пациентов-диабетиков, в результате регулярных занятий танцами у них существенно снизилось количество сахара в крови. Регулярные занятия танцами полезны для больных артериальной гипертонией. Танцевальные движения помогают снизить давление и оказывают благотворное влияние на нервные процессы в организме. Многие специалисты полагают, что гипертония появляется в результате ряда осложнений в нервной системе человека как специфическая реакция организма на постоянный стресс. Хронические формы гипертонии лечатся специальными антигипертоническими препаратами, но снизить риск развития заболевания на его ранних стадиях можно при помощи танцев. Если говорить о стилях, то людям, страдающим от гипертонии больше всего подходит стиль катхак, активизирующий нервную систему по всему телу. Катхак - это классический танец северной Индии, основа которого - ритмические композиции, построенные на чередовании ударов попеременно правой и левой ногой. Катхак дает хорошую нагрузку на позвоночник, поскольку множество наклонов и полуповоротов разрабатывают его шейный и поясничный отделы. Этот стиль также подходит для тех, кто испытывает проблемы с координацией движений или страдает артритами. Движения катхака разрабатывают кисти и запястья, плечевой и тазобедренный сустав, укрепляют вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему. Для борьбы с ожирением Сатьянараяна рекомендует комбинировать несколько стилей индийского танца, задействующих ноги, талию, бедра и позвоночник. По его мнению, разработанный им комплекс упражнений ускоряет метаболические процессы и способствует естественному похудению. Тем, кто часто испытывает головную боль, Сатьянараяма рекомендует исполнять танец змеи, в котором основное движение делается шеей. А страдающим различными формами артрита подойдут танцы, в которых основными являются движения кистями и запястьями рук. Среди индийских танцев это, конечно, бхарата-натьям - традиционный танец, связанный главным образом с нагрузкой на верхнюю часть тела. В южноиндийском стиле бхарата-натьям существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений обеих кистей рук, 10 движений руки целиком, по 5 типов движений для грудной клетки, торса, живота и бедер. Сатьянараяма предупреждает, что любой комплекс танцевальных движений должен быть разработан совместно с врачом индивидуально для каждого человека. Особенно, если заниматься танцем не для профилактики, а для лечения уже существующих серьезных заболеваний. Методика танце-терапии была одобрена Министерством здравоохранения и Обществом акушерства и гинекологии Индии. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития у детей речи и сообразительности. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют "аджна-чакру" - "третий глаз". Приложение 6 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Арабский танец» Танец живота (беллиденс) — арабский национальный танец. Западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Ракс Шарки (араб. ??? ??????: восточный танец), на турецком — как Oryantal dans?, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота — в его пластичности. Происхождение Танец живота во многом навеян мифами о Востоке, восточными красавицами (Саломея), одалисками и баядерками, который был воплощен в 20 веке на основе синтетической танцевальной техники: европейское кабаре (бурлеск) 19-20 вв., цыганский танец гавази (проникший в Египет из Индии в 10 веке) и местные арабские танцевальные традиции (ритмичные покачивания бедрами), которые были существенно приглушены многовековым господством ислама. Главным аргументом в пользу современного происхождения танца живота является тот факт, что арабские народные танцы имели коллективный характер, а исламский дресс-код является несовместимым с нарядом исполнительницы танца живота. Тем не менее, на Ближнем Востоке в доарабскую эпоху существовала танцевальная культура, о которой в отрывочной форме повествует Библия. Так в эпоху Судей (бронзовый век) "девицы Силомские плясали в хороводах" (Суд.21:21). Вернувшийся от филистимлян Давид "скакал и плясал" (2Цар.6:16) в обнаженном виде (2Цар.6:20) перед ковчегом Завета под аккомпанемент цитр, кимвалов, тимпанов и псалтырей. На дне рождения Ирода плясала дочь Иродиады (Мф.14:6), которая потребовала за свой танец голову Иоанна Крестителя (Мф.14:8). История Первое шоу с восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году. В 1926 году ливанская актриса и танцовщица Бадия Масабни открыла ночной клуб «Opera Casino» в Каире по образу и подобию Европейских кабаре того времени. Считается, что именно она создала танец живота в его классическом виде, совместив европейский сольный танец с восточным колоритом. Бадия Масабни ввела в танец змеевидные движения руками. Воспитанницами Бадеи Масабни стали легендарные звезды восточного танца: Самия Гамаль (Зейнаб Ибрагим Махфуз) и Тахия Кариока (Абла Мухаммед Карим). Первая начала исполнять танец живота на каблуках, а вторая внесла в него элементы латиноамериканских ритмов. Огромный вклад в танец живота привнес основатель собственной труппы Махмуд Реда, поставивший множество прекрасных танцев и направлений (в том числе знаменитый Александрийский танец). Из его труппы выходили такие звезды как Ракия Хасан и Фарида Фахми. Разновидности Существует более 50 стилей восточного танца, выделяют также направления: • египетская школа (араб. ??? ??????, ракс беледи, народный танец) - более целомудренная версия танца живота в закрытых нарядах с более плавными движениями. • арабская школа (халиджи) - танец волос, подучивший свое название по характерным взмахам распущенных волос. • турецкая школа (тур. Ciftetelli, чифтетелли) более чувственная, костюмы более откровенные, приняты танцы на столе, общение во время танца с зрителями. На танец живота повлиял арабский народный танец дабка (коллективный танец с подскоками, похожий на кельтскую джигу) Аксессуары Трость - танец саиди родственный мужскому военному танцу тахтиб); Бубен - шаманский танец нубия; а также танцы с огнем, саблями, сагатами (металлическими дисками) Костюм Костюм для танца живота имеет название - бедла. Классическими его элементами являются лиф, пояс и широкая юбка, часто с разрезом на бедре. Костюм для консервативной публики подразумевает закрывающую вуаль для живота, рук и волос. Вместо юбки иногда могут одеваться шаровары. Весь костюм украшается бисером, стразами, монистами или жемчугом. Украшения играют большую роль, поскольку они привлекают внимание, завораживают взгляд и сообщают танцу колорит восточной медитативности. Часто ракс шарки танцуют с большим прямоугольным платком Танец живота в России В настоящее время танец живота развивается на территории России в трех направлениях: • Классический танец живота, адаптированный в формат тренировки, цель - оздоровление, поддержание хорошей физической формы. Такой подход дает хорошую базовую подготовку по танцу живота, но не рассматривает его с точки зрения искусства. • Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) с элементами танца живота. Это направление не дает танцевальной подготовки, но совершенствует понятия о танце с точки зрения психологии, искусства, философии, энергетики, помогает раскрыться индивидуальности. • Примерно до 2001-го года индустрия арабского танца вела "подвальное существование". Эволюционируя и развиваясь, арабский танец в нашей стране был официально признан. В 2001-ом году танец живота влился в структуру Общероссийской Танцевальной Организации (ОРТО), сформировалась федерация танца живота, которая стала проводить ежегодные конкурсы. В 2005-ом году из федерации выделилась Лига профессионалов танца живота, произошло разделение на любителей и профессионалов. • Стал невероятно популярен после показа сериала "Клон" по центральному каналу. Также научиться танцу живота захотели и поклонницы певицы Шакиры. Приложение 7 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Японский танец» Традиционное танцевальное искусство Японии, возникшее в древности как элемент религиозных ритуалов, на протяжении столетий развивалось в тесном контакте с различными жанрами музыкального и театрального искусства. Японские танцы традиционно разделяются на «май», отличающиеся ритуальной сдержанностью, и «одори», для которых характерны более грубые, приближенные к повседневной реальности, движения. Происхождение Считается, что направление «май», которое буквально обозначает «вращение», берет свое начало в движениях храмовых прислужниц, которые кружились в ритуальных танцах с ветвями священного дерева «сакаки» и бамбука в руках, приносивших, согласно преданию, плодородие и спокойствие земле. Со временем движения и жесты, которым служительницы храма придавали религиозное значение, были формализованы, и ритуальный танец стал исполняться на сцене жрицами с веерами в руках. В дальнейшем он развился в хореографическое искусство театра «но». Как и древние ритуалы, от которых они произошли, танцы но и май исполняются обычно одним или двумя актерами, кружащими по сцене с веерами или подобными предметами в руках. «Одори», что буквально означает «прыжок», возникло под влиянием определенных сект «дзёдо» — буддийской секты, широко распространенной в средние века среди простого народа. Секта дзёдо делала основной акцент на повторяющемся пении простых молитв («нэнбуцу») группами верующих, которые иногда подпрыгивали в ритме аккомпанировавших колоколов в примитивном танце, называвшемся «нэнбуцу одори». Вплоть до возникновения театра «кабуки» в период Эдо одори оставались именно такими видами танца, исполнители которых уделяют максимум внимания музыке, а не символическому значению жестов. Этот тип танцев существует в каждом районе Японии в виде народного танца «бон одори». Хореография театра Кабуки Танец «кабуки» первоначально считался разновидностью «одори», так как происходит от «нэнбуцу одори» и исполнялся под аккомпанемент популярных песен. Этот вид танца впервые исполнялся предположительно в начале VII в. в Киото труппой танцовщиц под руководством настоятеля храма Идзумо. Однако после 1629 г. правительственным указом, направленным на сохранение общественной морали участие женщин в кабуки было запрещено. После этого в кабуки играли мальчики, а когда и это было запрещено правительством - совершеннолетние актеры мужского пола. С развитием танца кабуки эта форма танца одори в значительной степени обогащалась элементами таких жанров «май», как «кусэмаи» — танец с речитативом, разнообразными формами «но» и «кёгэн». В то же время танец кабуки все теснее сплетался с драматическим сюжетом, превращаясь в театральную форму, дошедшую до наших дней. Термин «нихон буе», или классический японский танец, скорее относится к хореографическому искусству кабуки и его производным, чем к древним и средневековым жанрам. Сегодня более 150 школ классического танца передают из поколения в поколение художественные стили лучших актеров и танцоров кабуки, живших в разные эпохи. Современные направления в хореографии В последние годы японские хореографы поставили ряд обработок западных пьес, включая «Фауста» и «Кармен», совмещающих технику японского классического танца с достижениями хореографии Запада. И хотя эти попытки все еще на стадии экспериментов, они, в частности, освободили искусство женского танца от жестких канонов японской традицинной хореографии, сделали женские партии более смелыми и экспансивными. Западное хореографическое искусство, широко изучаемое и популярное в Японии, не только оказало воздействие на развитие традиционного японского танца, но и испытало обратное влияние. Примеры этого влияния — балет «Кабуки», поставленный по классической пьесе театра кабужи «Ка-надэхон тюсингура» Морисом Бежаром и представляющий переработку классического репертуара кабуки, типа «Додзёдзи» и «Сагнмусумз», в стиле танца фламенко. Танец играет огромную роль в культе синтоизма (кагура), а также в театрах но и кабуки. Так, во всех более крупных синтоистских храмах есть подиум, положивший в XIV в. начало развитию театра но. Традиционные формы японского танца подчинены строгим каноническим правилам и характеризуются символизмом движений м жестов, без знания которых понять смысл действа практически невозможно. Непосвященному зрителю остается только восхищаться великолепными костюмами исполнителей и строгой ритмичностью музыки. Противоположностью традициям стал возникший в 50-е гг. танец буто, шагнувший с тех пор далеко за пределы Японии и приобретший невероятную популярность. Экспрессивные позы, обозначающие опустошение души, грим, обнаженность тела и поиски границ возможного — всё это позволяет почувствовать другую сторону Японии, очень далекую от дзэн и конфуцианства. Приложение 8 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Африканский танец» В Африке танцуют все. Никакой дискриминации по комплекции. Никакого индивидуализма. Никаких «парных бальных» за очень малым исключением. Танцует все сообщество - от детей до людей вполне почтенного возраста. Солист или пара могут выступить только в середине круга, внутри своего коллектива. Но касаться друг друга в этой паре не принято. Четкой границы, кстати, между выступающими и зрителями нет: последние могут легко вступить в круг, даже если это ритуальный танец. Единственное разделение, которое может существовать - гендерное: есть танцы, которые танцуют женщины, есть строго мужские. Мужчины часто используют чисто «мужские предметы» - палки, оружие, в танце встречаются элементы бокса (меренга). В Бурунди и Руанде есть танец Будемера, который исполняется мужчинами в круге, а у вождя - коровьи хвосты в руках. Дети обязательно подчеркивают свою гендерную роль: я - мужчина, или я - женщина. Никаких специальных детских игровых танцев, здесь все - взрослые. Пусть будущие, но уже сейчас все «не по-детски». Девочки в некоторых сообществах специально изучают свои танцы, мальчикам важно показать свою выносливость и мужество. Мужчины много прыгают. Это и подражательные движения зверей, и определенный рисунок танца. Масаи вообще только прыгают и больше ничего. Зато сразу видно - кто выше прыгает, тот, значит, лучше танцует. Кстати, чуть ли не единственный в Африке народ, который не использует барабаны. У женщин - огромное количество движений, большая часть из них - на полусогнутых ногах (но не то же самое, что деми плие в балете), тело слегка наклонено. Кручение, тряска нижней части тела - особое женское искусство. Подавляющая тематика - чисто женская (со ступой, например), но есть и танцы с ножами. В африканских танцах тело разговаривает, артикулирует. И артикулирует сложно, полиритмично. Конечности, плечи, голова, грудь, бедра могут совершать одновременно разные движения. Даже не двигаясь в пространстве, тело танцующего может совершать множество сложнейших движений отдельными частями. А если прибавить сюда частые ритмичные колебания назад и вперед, то получается целый комплекс-танец на одном месте. Африканский танец в Танзании (Фото: Chen Hualin, en.wikipedia.org) Вариантов африканских танцев множество. Все они подразделяются на «разделы» по своей тематике. Танцы воинов. Они по-разному называются (например, Мокоротло в Лесото), но довольно схоже танцуются, что неудивительно. Самый известный танец - Агбекор (в древности назывался Атамга - «высокая клятва»). Традиционно танцуется в Западной Африке, популярен у народа эве (Гана, Бенин). В этом танце высока подражательная часть военных «тактических» движений. Еще один знаменитый танец - Нголо - «танец зебр» (Ангола, Мозамбик). Изначально - как поединок племен мазингас и камбиндас, где победитель получал в качестве приза приглянувшуюся девушку без выкупа. И танец-борьба Нголо, «переехав» вместе с рабами в Бразилию, стал основой всемирно известного танца-борьбы Капоэйры. Танец-борьба Нголо (акварель, Национальная Библиотека Австралии, en.wikipedia.org) Танцы охотников. Африканские танцы часто напоминают о главном виде жизнедеятельности человека - охоте: и сами движения, и звериные маски. Здесь и Мдомнаг (Чад), Лингун (Бенин), Ндламу (ЮАР). Танцоры в звериных шкурах (леопардовых, обезьяньих), в птичьих перьях изображают самые захватывающие моменты охоты. И со стороны зверей тоже… Танцы урожая. Ритуальный характер африканских танцев - издревле самый важный. Обращение к богам, просьба о хорошем урожае и о достатке воды, что немаловажно, поскольку речь идет о танцах тех стран, которые находятся неподалеку от Сахары (за Сахарой). Тема плодородия - древнейшая и важнейшая для человечества. Танцы любви. Исполняются в определенных случаях: например, женщинами на свадьбе в честь невесты. Ритуальные танцы инициации. Признание взрослости со стороны сообщества и гордости со стороны молодежи - главный смысл этого действа. Удивительно, но эти танцы сохранились в большинстве стран. Танцы-приветствия в честь дорогого гостя. Подчеркивается уважение к гостю и удовольствие от его присутствия. В танце рассказывается и о том, насколько замечательно талантливы и прекрасны сами хозяева тоже. Танцы - вызывание духов - традиционны для многих районов Центральной и Западной Африки. Духи - ориша - эманации единого бога бога-творца Олодумаре. Это очень серьезные и важные духи, которые «регулируют» почти всю человеческую жизнь. Культ ориши распространен в том числе на Кубе и в Бразилии. Какиламбе - танец, названный в честь лесного могущественного ориши. Духа вызывают танцем, и он является в образе большой танцующей статуи (соломенно-деревянно-тряпичной) и в маске. Кроме вызывания духов, танцами можно духов и изгнать (таков Мганда, мапико в Мозамбике). Особое место занимают Исцеляющие танцы (или Лечебные, или Танцы Врачевания). По описанию очевидцев, эти танцы не только могли вывести человека из тяжелого психологического состояния, связанного, скажем, с гибелью близкого человека, но и реально лечить, например, эпилепсию. Здесь, конечно, научных данных мало. В любом случае, то, что хорошо в рамках одной культуры и верований, не случайно и может сработать именно там. Но вряд ли будет работать для человека другой культуры. Во всех этих группах танцев, кроме Какиламбе, наиболее известны танцы Ндламу, Амбассе Бей (Ambasse bey or ambas-i-bay) и Букутси из Камеруна, Квасса-Квасса из Конго, Янкади из Гвинеи, Лингун (Бенин), Купе Декале (Coupe-Decale - Берег Слоновой Кости и уже давно Париж) и многие другие. Интерес к африканским танцам в наше время неслучаен. Они мало изучены, хотя их влияние на современную танцевальную культуру несомненно. И они впечатляют, приковывают взгляд. Кем бы мы себя ни считали и в какие бы теории о своем происхождении ни верили, «дикая» завораживающая магия этих танцев мало кого оставляет равнодушным. Приложение 9 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Танцы индейцев» Танец Воды Вода была очень важна для индейцев не потому что она поддерживает жизнь всех органических существ на Земле, а потому что обладает особым магическим воздействием, что основано на двух основных качествах воды — текучесть и мягкость. Качество текучести проявляется в своем воздействии на судьбу и других магических возможностях, таких как путешествия в параллельные миры и видение. Качество мягкости связано с жизненной силой. Посредством связи с духом Воды индейцы могли накапливать жизненную сущность и сохранять её в священном месте - в животе. Танец Ветра Дух Ветра являлся индейцам в качестве возможных путей и направлений, которые они раскрывали в течение всей своей жизни. Одни пути наполняли их энергией, другие опустошали. Индейцы говорят, что существуют четыре типа ветра - четырёх направлений и четырех периодов суток. Каждый из них имеет своё качество. Так ветры рассвета и сумерек являются более тонкими, ветры же дня и ночи более сильными, а иногда разрушительными. И отсюда исходит важность проведения церемоний и танцев в определённое время и с определённым духом Ветра. Согласно индейской традиции лучшим временем проведения церемонии является период смены между ветрами, когда более легко ощущать тонкие качества ветров. В танце Ветра используются четыре направления для активизации четырёх миров, из которых приходят духи Ветров. Танец Огня Один из основных пяти ритуальных танцев - танец Огня. Дух Огня или сын бога Huitzilopochtli (изобретателя огня), согласно индейской космологии, имеет значение преобразования и трансформации. Особенно он был важен для воинов, связанных с силами богов покровителей или магов, находящихся на грани реальности между силами магических миров. Танец Огня, с одной стороны, позволял предотвратить разрушительное воздействие этих сил, а с другой помогал трансформировать и усваивать их непомерную мощь. Особенно использовался этот танец людьми, которые практиковали техники сновидения, где их опыт был подвержен огромному влиянию стелющихся энергий. И чтобы не попасть под их зависимость, индейцы и призывали Дух Огня, дух трансформации. Танец Горы Ацтекская линия Танец Горы или танец Истаксигґуатль (Iztaccihuatl), является одним из индейских танцев силы. Танец Горы направлен на обретение силы, необходимой для внутреннего преобразования посредством вскрытия силы «внешнего покоя». Танец Горы может рассматриваться как танец-трансформация. Это своего рода танец-пирамида. Пирамида впитывает, вбирает в себя все элементы: ее «стопы», корни, основание - в земле; ее «тело» питают дождь и подземные воды, ее также «овевает» Ветер, воздух; ее «макушка», вершина достигает неба и касается Солнца, Огня. Соединяя в себе, в одном месте, все элементы, она их трансформирует. Танец Горы - самый сложный танец всех танцев, связанных со стихиями; он собирает в себе 4 вида основных усилий, связанных со стихиями, и вырабатывает новый вид усилия, направленный на их сплавление. Возможно, это также самый магический из всех танцев, потому что он ведет к изменению, к перерождению, к переходу в иное состояние пребывания. Согласно ацтекским преданиям, Истаксигґуатль была дочерью императора в долине Мехико. Она имела несчастье влюбиться в одного из воинов своего отца. Узнав о таком проступке, император послал любимого дочери на войну в Оахаку (Oaxaky). Он пообещал молодому человеку, что если тот выживет и вернется обратно, он отдаст ему Истаксигґуатль в жены. Однако, обещая это, император не рассчитывал, что молодой воин выживет, ибо он планировал отдать свою дочь замуж за другого человека. Пока ее любимый отсутствовал, Истаксигґуатль сказали, что он погиб, и она умерла от горя. Когда воин вернулся, он взял тело Истаксигґуатль на руки и унес в горы, где горько оплакивал смерть любимой. Боги пожалели влюбленных и укрыли их покрывалом из снега, превратив их в две горы. Истаксигґуатль стала горой, в Мексике известной сегодня под названием «Спящая Женщина», так как контурами эта гора похожа на женщину, лежащую на боку. Ее возлюбленный стал Попокатепетль (Popocatepetl), или «Дымящейся Горой», вулканом, который до сих пор обрушивает свой гнев в виде кипящей лавы на уже давно не существующего отца Истаксигґуатль как месть за смерть любимой. Танец Земли Как и все другие индейские танцы, танец Земли направлен на вскрытие связи жизненной силы индейца с определенным качеством, в данном случае с силой Земли. Данная практика играет важную роль в понимании энергетических изменений, связанных с существованием человека. Земля - это то, что зарождает, та плодородная основа, которая дает жизнь и опору, представляя собой женское начало. Танец Земли должен быть тягучим и собранным. Он более статичен, в нем меньше прыжков, больше плотности. Статика, казалось бы, неподвижна по определению, но в танце она все равно увязана (одно статичное положение связано с другим) посредством движения. Непосредственно в Танце Земли эти движения более «фундаментальные», более амплитудные и «коренастые». Танец Земли мог исполняться индейцами для «сонастройки с местом», ведь в любом месте, куда индейцы приходили, они могли просто танцевать для того, чтобы взаимодействовать с местом, как таковым. Существует понятие - «открыть место» для инициаций и ритуалов или просто для правильного гармоничного нахождения в определенном месте. То есть «открыть» энергию места и энергию человека - «сонастроить» их друг с другом, чтобы многократно усилить дальнейший процесс взаимодействия. Следующий, возможно, центральный аспект назначения Танца Земли - это почитание Земли как Матери, которая дает жизнь и рождает все живое, в том числе и самого человека. Поскольку земля - это основа и опора, то, с чем связывают индейца его ноги, а затем живот и сердце, а также потому, что любой другой танец все равно возможен только на земле, - по всем этим причинам земля рассматривалась индейцами как самый важный из пяти основных (пять основных природных стихий) элементов взаимодействия. К тому же человек связан с землей узами нахождения на ней, узами постоянства. Танец Земли соотносится с богиней Коатликуэ (Coatlicue), ацтекской богиней земли и смерти. Коатликуэ, чье имя означает «Змеиное Платье», была в ацтекской мифологии земной богиней жизни и смерти. У Коатликуэ была ужасная внешность. Она изображалась как женщина в юбке из змей и в ожерелье, сделанном из сердец, вырванных у жертв. На руках и ногах у нее были острые когти-клыки. Коатликуэ была богиней, жадной до человеческих жертвоприношений. Ее мужем был Мишкоатль (Mixcoatl), облачный змей и покровитель охоты. Коатликуэ породила Уицилопочтли (Huitzilopochtli) после того, как комок перьев упал в храм, где она спала, и коснулся ее. Эта странная беременность сильно возмутила ее четыреста уже рожденных детей, которых Койалшауки (Coyolxauhqui) начала подбивать убить мать, обесчещенную таким образом. Однако Уицилопочтли появился из чрева матери уже полностью вооруженным и спас ее. Уицилопочтли отрезал голову своей сестре Койалшауки и бросил ее в небо, где она стала луной. Приложение 12 Содержательный материал для проведения занятия по теме «Бальные танцы» Бальные танцы — группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина. Под "бальными танцами" в настоящее время подразумевают словосочетания "спортивные танцы" (СБТ, "спортивные бальные танцы") и "танцевальный спорт". Это отображено в названиях различных танцевальных организаций, например: "Московская федерация спортивного танца" или "Московская федерация танцевального спорта". Во всем танцевальном мире соревнования по спортивным танцам делятся на 2 программы: европейскую (Standart или Modern), латиноамериканскую (Latin) или их иногда называют десяткой танцев. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. История и определение Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись: любая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм, — порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец. Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Подавляющее большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы. В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный и social dance. В 1930—1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча). Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось несколько программ: европейская, латиноамериканская, двоеборье (десять танцев), европейский и латиноамериканский секвей (трехминутное шоу под оригинальную музыку), европейский и латиноамериканский формейшн (соревнования ансамблей из 8-ми пар). Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой WDSF (ранее IDSF), а профессиональные — под покровительством Всемирного танцевального совета. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open и Блэкпульский фестиваль (англ. Blackpool Dance Festival). Еще одним направлением конкурсного танца являются соревнования смешанных пар Профессионал-Любитель (Pro-Am) данное направление особенно развито в США и Канаде. В Соединенных Штатах Америки сохраняется своеобразный национальный вариант как некоторых бальных танцев, так и проведения соревнований по ним — «American Smooth», «American Rhythm». Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками. Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур. Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т. д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница. Европейская программа В Европейскую программу (по-другому "Стандарт" или "Ballroom") входят 5 танцев: медленный вальс (темп — 28-30 тактов в минуту), танго (темп — 31-33 тактов в минуту), венский вальс (темп — 58-60 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп — 28-30 тактов в минуту) и квикстеп (быстрый фокстрот) (темп — 50-52 тактов в минуту). Все танцы Европейской программы исполняются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в соответствующие требованиям бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевание в смокинге или в жилете. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнера должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны. Латиноамериканская программа В Латиноамериканскую программу (Latin) входят танцы: самба (темп — 50-52 тактов в минуту), ча-ча-ча (темп — 30-32 тактов в минуту), румба (темп — 25-27 тактов в минуту), пасодобль (темп — 60-62 тактов в минуту) и джайв (темп — 42-44 тактов в минуту). Из латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров тоже достаточно облегающий, подчеркивающий мужественные линии тела. Классификация танцоров Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (Н), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки. В низших классах разрешено танцевать не все танцы и не все элементы. Высший класс мастерства у любителей М класс. Классификация танцоров по уровню подготовки (Правила ФТСР) H класс (буква «Н» означает «начинающий» или «ноль-класс») или ШБТ-школа бального танца. Соревнований по данному классу не проводится, Класс входит в систему массового спорта. Н-3 — стартовый класс, в котором исполняются медленный вальс, ча-ча-ча и полька. Набор элементов ограничен самыми основными движениями. H-4 — следующий класс, в котором исполняются только 4 танца: медленный вальс, джайв, самба и ча-ча-ча. В H-5 добавляется квикстеп, в H-6 — те же танцы, что и в E классе. Существует термин «Hobby-класс». Он применяется к начинающим взрослым спортсменам, которые желали бы танцевать большее количество танцев и с большим набором движений, чем дети-начинающие. Часто в этом случае организаторы соревнований вообще не вводят ограничений по костюмам и исполняемым элементам. Такой Hobby класс имеет полуофициальный статус. E класс: спортивный класс, который тоже может быть стартовым. В этом классе исполняется 6 танцев: медленный вальс, , квикстеп, самба, ча-ча-ча и джайв. Для перехода в следующий класс необходимо набирать очки на соревнованиях D класс: в этом классе исполняются все танцы Е класса и добавляются 2 танца: танго и румба. Для перехода в следующий класс необходимо набрать очки на соревнованиях. C класс: разрешено исполнение хореографии не из базового списка фигур. B класс: спортсмены этого класса получают возможность исполнять позы, поддержки. A класс: класс профессионалов. S класс: От Зондер - "особый" - присваивается решением Президиума национальной федерации по результатам национального Чемпионата или Первенства. M класс: международный, мастер класс - высший в танцевальном спорте. Классификация танцоров по возрастным группам • Начинающие 5-7 лет — старшему в текущем году исполняется 6 лет и младше (по году рождения) P.S.: Официальные соревнования по этой группе не проводятся. • Дети 0 - старшему в текущем году исполняется 5-7 лет (по году рождения) • Дети 1 — старшему в текущем году исполняется 8-9 лет (по году рождения) • Дети 2 — старшему в текущем году исполняется 10—11 лет (по году рождения) • Юниоры 1 — старшему в текущем году исполняется 12—13 лет (по году рождения) • Юниоры 2 — старшему в текущем году исполняется 14—15 лет (по году рождения) • Молодёжь — старшему в текущем году исполняется 16—18 лет (по году рождения) • Взрослые — старшему в текущем году исполняется 19-34 года (по году рождения) • Сеньоры 1 — младшему в текущем году исполняется 35 лет и старше (по году рождения) • Сеньоры 2 - младшему в текущем году 45 лет и старше (по году рождения) Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной категории: в Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодёжь максимум на два года, в категории взрослые — максимум на пять лет. Оба партнера в категории сеньоры должны быть не моложе 35 лет. Редко, но все еще встречаются соревнования в категории "Дети Войны" для спортсменов, рожденных в период 1941 - 1945 годов.